Рекламный баннер 990x90px bantop
[Дайте мне музей
12:39 19.01.2024 16+
[Дайте мне музей, и я его наполню. П.Пикассо]
Продолжаем рубрику, где рассказываем о самых интересных экспонатах, подаренных Добрянскому музею за 2023 год.
КЕРАМИЧЕСКИЙ НАБОР «РЫБКИ»
Данный экспонат краеведческий музей получил в дар от жительницы Добрянки К.А. Рыбалко, которая получила его от своих родственников.
Экспонат представляет собой графин с рюмками в виде стоящих на задних плавниках рыбок с загнутыми вверх хвостами, открытым ртом; спина тёмно-синяя, на плавниках красные штрихи. В открытый рот большой рыбы-графина вставляется золотистая шаровидная крышка.
Набор из одной крупной рыбы и шести маленьких в 70–80-е годы прошлого века был практически в каждой семье. Его часто дарили на торжества: свадьбы, юбилеи, профессиональные праздники, да и вообще без повода. Нередкими были случаи, когда в одной семье оказывалось даже по несколько таких комплектов, причем разной окраски.
У легендарного набора было одно официальное название: «Рыбки», но в народе его именовали по-разному: «Золотые рыбки», «Семейство карпов», «Форелевая семья». Изделие советской легкой промышленности считалось украшением серванта, а вот о его истинном предназначении (набор для ликера) догадывались единицы. В рыбках зачастую хранили какую-нибудь мелочевку (пуговицы, ключи, монетки).
Керамические рыбки были впервые изготовлены на фарфоровом заводе в Риге. Абесал Барамидзе разработал форму графина – «карафа». Эскизы стаканчиков в виде рыбок и тарелки позже доработала Ольга Селезнева. В росписи первого набора не было красного цвета, только белый и золотой. Рыба-караф (караф – посуда для отстаивания вина после открытия бочки) и 6 рыбок-рюмок размещались на красивом керамическом подносе. Расписывался набор вручную и выпускался очень небольшим тиражом.
Работу грузинского художника по достоинству оценили и в 1958 году направили на международную выставку в Японию, где «Рыбки» вызвали большое восхищение. После этого у «Рыбок» начались настоящие гастроли: в 1959 году набор был отправлен на выставки в Польшу (Познань), США (Чикаго), Турцию (Измир), Сирию (Дамаск), Финляндию (Хельсинки), Францию (Марсель), Чехословакию (Брно), Грецию (Салоники), Австрию (Вена), Югославию (Загреб).
Тем не менее, о «Рыбках» Рижского завода вскоре забыли. Художник Н.Ф. Бобик, работавший на Полонском заводе художественной керамики в Хмельницкой области, в Украине, решил дать изделию вторую жизнь. В 1962 году он скопировал оригинальный караф Барамидзе. Николай Федорович внес ряд изменений, в том числе превратил «Рыбок» из винного набора в ликерный. Набор Полонского завода стал очень популярным. Наиболее распространенным был синий вариант с кобальтово-золотой окраской, подобно тому, что был подарен музею. Это самая насыщенная и интересная расцветка. Также выпускались белые, бежевые, зеленые и другие варианты расцветок. Примечательно, что во всех вариантах росписи присутствовало золото.
Продолжаем рубрику, где рассказываем о самых интересных экспонатах, подаренных Добрянскому музею за 2023 год.
КЕРАМИЧЕСКИЙ НАБОР «РЫБКИ»
Данный экспонат краеведческий музей получил в дар от жительницы Добрянки К.А. Рыбалко, которая получила его от своих родственников.
Экспонат представляет собой графин с рюмками в виде стоящих на задних плавниках рыбок с загнутыми вверх хвостами, открытым ртом; спина тёмно-синяя, на плавниках красные штрихи. В открытый рот большой рыбы-графина вставляется золотистая шаровидная крышка.
Набор из одной крупной рыбы и шести маленьких в 70–80-е годы прошлого века был практически в каждой семье. Его часто дарили на торжества: свадьбы, юбилеи, профессиональные праздники, да и вообще без повода. Нередкими были случаи, когда в одной семье оказывалось даже по несколько таких комплектов, причем разной окраски.У легендарного набора было одно официальное название: «Рыбки», но в народе его именовали по-разному: «Золотые рыбки», «Семейство карпов», «Форелевая семья». Изделие советской легкой промышленности считалось украшением серванта, а вот о его истинном предназначении (набор для ликера) догадывались единицы. В рыбках зачастую хранили какую-нибудь мелочевку (пуговицы, ключи, монетки).
Керамические рыбки были впервые изготовлены на фарфоровом заводе в Риге. Абесал Барамидзе разработал форму графина – «карафа». Эскизы стаканчиков в виде рыбок и тарелки позже доработала Ольга Селезнева. В росписи первого набора не было красного цвета, только белый и золотой. Рыба-караф (караф – посуда для отстаивания вина после открытия бочки) и 6 рыбок-рюмок размещались на красивом керамическом подносе. Расписывался набор вручную и выпускался очень небольшим тиражом.Работу грузинского художника по достоинству оценили и в 1958 году направили на международную выставку в Японию, где «Рыбки» вызвали большое восхищение. После этого у «Рыбок» начались настоящие гастроли: в 1959 году набор был отправлен на выставки в Польшу (Познань), США (Чикаго), Турцию (Измир), Сирию (Дамаск), Финляндию (Хельсинки), Францию (Марсель), Чехословакию (Брно), Грецию (Салоники), Австрию (Вена), Югославию (Загреб).
Тем не менее, о «Рыбках» Рижского завода вскоре забыли. Художник Н.Ф. Бобик, работавший на Полонском заводе художественной керамики в Хмельницкой области, в Украине, решил дать изделию вторую жизнь. В 1962 году он скопировал оригинальный караф Барамидзе. Николай Федорович внес ряд изменений, в том числе превратил «Рыбок» из винного набора в ликерный. Набор Полонского завода стал очень популярным. Наиболее распространенным был синий вариант с кобальтово-золотой окраской, подобно тому, что был подарен музею. Это самая насыщенная и интересная расцветка. Также выпускались белые, бежевые, зеленые и другие варианты расцветок. Примечательно, что во всех вариантах росписи присутствовало золото.



Оставить сообщение: